Предпосылки внедрения систем мобильной связи третьего поколения на Российском рынке.

   Отрасль сотовой связи России, в отличие от других сфер телекоммуникаций, более пострадавших от кризиса 1998 года, продолжает бурно развиваться. За два последних года общее количество сотовых абонентов в России утроилось и достигло 7.5 млн. Этот рост наблюдается прежде всего в Москве (соответственно 51% всех абонентов России) и в основном приходится на системы стандарта GSM.

Тем не менее, число сотовых абонентов в России составляет около 5% от населения страны. При этом в ряде европейских стран, например Финляндии, Норвегии, Исландии, Швеции и Италии, эта цифра уже перевалила за 90% от всего населения. Но и в России, по прогнозам аналитиков, количество сотовых абонентов будет расти ускоренными темпами. Параллельно с этим будет быстро возрастать и число пользователей Интернет.

Увеличение абонентской базы в конкурентной гонке зачастую не влечет за собой увеличения доходов операторов. Несмотря на заметный рост числа абонентов, прибыль российских сотовых операторов уменьшается по причине снижения тарифов, субсидирования терминалов и уменьшения трафика. Операторы пытаются максимально сократить свои расходы. Другое направление повышения доходности - улучшение использования ресурсов сети, прежде всего радиочастотного спектра, и внедрение новых услуг.

В настоящее время все предоставляемые услуги в стандарте GSM, за исключением передачи коротких сообщений (SMS), являются лишь мобильными аналогами услуг, предоставляемых фиксированными сетями. В системах связи будущего такие традиционные услуги будут составлять только небольшую часть от всего спектра предлагаемых услуг, основанных на передаче данных и пакетной коммутации.

Наиболее очевидным фактором, способным коренным образом изменить ситуацию, представляется внедрение мобильного доступа к наиболее динамично развивающимся уже сегодня сетям и услугам (Интернет). Эта перспектива становится реальной благодаря увеличению пропускной способности радиоинтерфейса современных систем мобильной связи.

Видимо, развитие российского сегмента Интернет уже приближается к тому уровню, который делает внедрение мобильного доступа к его ресурсам коммерчески привлекательным. Наиболее крупные операторы в нашей стране уже приступили к тестовой эксплуатации новых технологий, которые делают Интернет доступным в существующих системах мобильной связи (посредством WAP, GPRS и т.д.).

Третье поколение мобильной связи (3G) открывает операторам и абонентам сотовых сетей еще большие перспективы.

Многие страны уже начали выдачу лицензий на предоставление соответствующих услуг: у операторов есть уверенность, что их абоненты, особенно деловые круги и молодежь, не просто готовы воспользоваться этими услугами, а с нетерпением ждут их, и что затраты на внедрение обязательно окупятся.

Министерство связи и информатизации России планирует начать выдачу лицензий на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения в 2002 году. Несколько лет назад была создана Ассоциация операторов мобильной связи третьего поколения. В настоящее время создаются (и уже созданы) опытные зоны сетей сотовой связи третьего поколения в Москве и Санкт-Петербурге.

Так что же, Россия действительно уже стоит на пороге “светлого будущего”? Или же нам еще долгие годы ждать пришествия третьего поколения?

По моему мнению, сегодняшняя недостаточно широкая абонентская база не представляет собой непреодолимого препятствия для внедрения систем 3G. С другой стороны, в России, как и в любой другой стране мира, внедрение новых технологий и увеличение пропускной способности сетей сами по себе не являются определяющим фактором успеха систем третьего поколения.

Суть в том, будут ли востребованы абонентами услуги мобильной связи третьего поколения.

Этот вопрос в первую очередь следует адресовать не потенциальным абонентам, которые могут еще и не подозревать об открывающихся возможностях, а тем, кто призван формировать потребность в новых услугах.

Определяющими здесь представляются два направления деятельности всех заинтересованных в продвижении 3G сторон: разработка мобильных приложений в тех областях, которые пока еще не очевидны для пользователей, и наличие адекватных информационных ресурсов (content).

Одно из наиболее перспективных приложений - это мобильная электронная коммерция. Среди других услуг, за которыми несомненное будущее:

  • Доступ в Интернет и интранет (корпоративным сетям),
  • Информационные услуги,
  • Аудио/радио через WWW,
  • Банковские услуги, бронирование, заказы и поставки,
  • Совместная работа с файлами, корпоративные телефонные книги, табели и календари,
  • Глобальная мультимедийная связь, в том числе, аудио и видео соединения, сетевые игры, видеоконференции, унифицированная передача сообщений, электронная почта, видеооткрытки, голосовые, текстовые и видеосообщения, видео-автоответчик

Однако наиболее существенным фактором, определяющим спрос на эти услуги и приложения, будет наличие информационных ресурсов и содержания, например аналога страницы новостей РосБизнесКонсалтинга в формате WML.

Откуда возьмутся такие специализированные ресурсы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть, как будет развиваться рынок телекоммуникаций в самое ближайшее время. По мнению аналитиков, количество пользователей мобильной связи увеличится к 2004 году до 1 миллиарда. Тем самым мобильная телефония преодолеет барьер, для преодоления которого обычной телефонии потребовалось сто лет. Причем ожидается, что мобильный доступ в Интернет к этому времени будут иметь до 600 миллионов абонентов.

Понятно, что на этот огромный потенциальный рынок начинают обращать пристальное внимание компании из других отраслей. Таким образом, происходит сближение отрасли связи с компьютерной индустрией (с ее новаторским стилем работы, коротким жизненным циклом продукции и стандартизацией de facto), а также компаниями, владеющими информационным наполнением, медиа- и новостными службами, которые ищут новые каналы доставки своих продуктов конечному потребителю.

Эти три индустрии имеют также нечто общее сегодня, чего не было всего несколько лет назад - все они для оказания услуг потребителю используют протокол IP. Итак, базой для объединения этих индустрий послужит общий протокол передачи.

Уже начался “межотраслевой” бум по слиянию и поглощению. Характерным примером служит сделка между America Online и Time Warner, и это только начало. Другая ипостась процесса объединения – стратегическое партнерство между такими разными, казалось бы, компаниями, как, например, Microsoft и Ericsson, Yahoo и Siemens, Nokia и Amazon.com, Ericsson и Reuters. Роли в этом объединении будут меняться, как и наше отношение к информации.

Эта тенденция наблюдается во всем мире и, естественно, затронет Россию. Недалек тот день, когда российские операторы будут участвовать в совместных проектах с Интернет-провайдерами и информационными службами. Будут разработаны русифицированные и локализованные ресурсы для мобильного Интернет, которые привлекут массового потребителя. И тогда можно будет говорить о возникновении реальной необходимости в услугах систем связи третьего поколения, в первую очередь в крупных городах страны. Вспомним, с чего началось повальное увлечение Интернет в России: с лавинообразного появления русскоязычных сайтов на всевозможные темы, адресованных жителям конкретных регионов.

Поэтому сейчас всем организациям, заинтересованным в продвижении новых технологий, очень важно не упустить время и совместно начать разрабатывать такие приложения и услуги, которые будут востребованы именно на российском рынке.

Заключение.

Таким образом, залогом успешного развития третьего поколения мобильной связи станет совпадение по времени возможности инвестиций в системы третьего поколения с востребованностью этих услуг. Наиболее важными факторами здесь являются:

  • Готовность информационного окружения (в первую очередь, в зоне RU Интернета),
  • Развитая технология сети доступа, позволяющая осуществлять информационный обмен в реальном масштабе времени,
  • Гибкие и мощные системы, способные предоставлять услуги 3G, в любой точке в любое время.
  • Доступные по цене многофункциональные и специализированные абонентские терминалы, имеющие дружественный пользовательский интерфейс
  • Замещение экономической культуры наличных денег на банковские/ карточные/ электронные способы расчета,

Необходимо отметить, что за рамками этого краткого обзора остались такие важные аспекты, как законодательное регулирование новых направлений бизнеса и оказания услуг (например принятый недавно закон об электронной цифровой подписи), лицензионная и техническая политика Министерства Связи и Информатизации РФ, экономические условия деятельности операторов, развитие платежеспособного спроса, маркетинг новых услуг и многие другие. Тем не менее, очевидно, что у России есть все возможности для того, чтобы не отстать в развитии систем связи третьего поколения от наших европейских соседей.

Книга отзывов

Владимир Пестов, представительство ЛМ Эрикссон Интернейшнл АБ

Дискуссия о рекламе

Все о рекламе

На главную

Hosted by uCoz