ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА РЕКЛАМЫ В СЕКТОРЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ.

   В настоящее время на прямую рекламу народных целителей, практикующих традиционную медицину в Москве, по данным за первое полугодие 2001 года, было израсходовано от 960 до 1 240 тыс. долл. (дельта зависит от применяемых методик расчетов). Сюда включены средства, потраченные на рекламу в печатных и электронных СМИ, а также на директрекламу.

   При этом относительно постоянными участниками данного сегмента рынка являются от 250 до 300 рекламодателей, которые, без сомнения, не могут обеспечить потребности в пациентах всех участников данной области услуг.

   По нашим оценкам, ориентировочно в Москве и Московской области работают около 6,5 тыс. специалистов подобного рода, в то время как реклама обеспечивает работой не более 12-15% общего их числа.

   Каким же образом находят клиентуру остальные 85% работающих в данной области спецов? Около 30% из них работают при различных специальных местных медицинских учреждениях, еще около 15% практикуют в различных фитнес-клубах или оздоровительных секциях, еще 15% работают целителями в различных религиозных конфессиях. Остальные 25% практикуют индивидуально, абсолютно не обременяя себя никакими заботами о рекламе в средствах массовой информации – в чем же суть данного феномена?

   По нашему мнению, эта группа целителей достигла такого уровня, что полностью отвечает ожиданиям и потребностям своих клиентов, и за счет так называемого "сарафанного радио" (как говорили раньше) или неосознанно используя систему мульти – леви – маркетинга (говоря современным языком), обеспечила себе определенный приток клиентов, обеспечивающих их жизненные запросы и амбиции.

   Здесь надо различать, что эти 25% также весьма неоднородны и в свою очередь, в зависимости от уровня своего честолюбия, моральных и материальных притязаний, делятся на две основные группы. В первую, наиболее многочисленную группу (ок. 90%), входят целители с очень низким уровнем дохода, редко превышающим 300 дол. в месяц. Они характеризуются очень низким уровнем честолюбия и полным отсутствием организаторских способностей при устоявшейся профессиональной репутации. Берут минимальные ставки за свои услуги, если вообще оговаривают их, а чаще довольствуются тем, что дает благодарный клиент.

   Во вторую группу, составляющую 2-3% от общего числа, входят специалисты с достаточно высоким уровнем дохода, от 3000 долл. в месяц. Помимо высокой профессиональной репутации они обладают повышенной коммуникабельностью, очень артистичны, нередко достаточно образованы, обладают сильной волей и определенными организаторскими способностями.

   Исходя из вышеприведенного анализа можно сделать вывод, что данный рынок полностью устоялся и для рекламного бизнеса не представляет особого интереса. Однако, при более внимательном взгляде, нельзя не увидеть возможности его мощного потенциального развития, особенно учитывая особенности российского национального менталитета.

   Какие же моменты, по нашему мнению, ограничивают развитие данного рынка услуг?

   Во-первых. Высшее и среднее административно-управленческое звено территориальных образований России, воспитанное в худших традициях атеизма, в лучшем случае стесняется публично признать наличие достижений российского народного целительства. В худшем же (из-за недостатков общего и духовного образования) просто тупо отрицает наличие таковой и ставит всяческие препоны на путях ее развития, хотя массовое народное сознание органично приемлет методы традиционной народной медицины.

   Во-вторых. Осторожная, мягко говоря, позиция русской православной церкви, которая в очень редких случаях благословляет на подвиг народного целительства.

   В-третьих. Очень низкий уровень организованности и сотрудничества среди мастеров, достигших общепризнанных успехов на ниве традиционной медицины.

   Можно назвать еще десяток - другой факторов, но они, по нашему мнению, не играют решающей роли в сегодняшней российской действительности. Например, основным активным тормозом для развития народной медицины в странах с развитой рыночной экономикой являются фармакологические концерны. Для России же, учитывая среднюю платежеспособность нашего населения, это будет актуальным не раньше 2015 года. И т.п.

   Из трех вышеперечисленных факторов основную роль, по нашему мнению, играет третий, так как первые два являются его производными. К примеру, несмотря на прохладное отношение среднего и высшего административно-управленческого звена к развитию традиционной медицины на своих территориях, в подавляющем большинстве они и члены их семей пользуются услугами народных целителей. И не вина руководителей, что задавленные решением труднейших народнохозяйственных и политических проблем, они просто не находят времени заниматься мелочами (по их мнению). В то же время, очень многие проблемы исчезли бы сами собой, если бы на данной территории существовала дееспособная организационная структура, действующая в интересах народного целительства, в задачи которой входило бы решение не только конкретных, частных проблем, но и пропаганда сохранения и развития мудрости наших предков, а также формирование понимания престижности народной медицины для данного региона.

   Второй фактор неизмеримо сложнее, требует тонкого подхода, постоянных контактов и согласований с иерархами и руководителями различных служб, в первую очередь миссионерской, русской православной церкви. Здесь мы исходим из того, что русское православие является государствообразующей религией, а русская православная церковь в настоящее время является единственным духовным пастырем русского народа. Значит, она является наследницей всей духовной мощи русского народа. Следовательно, необходимо проработать и согласовать методики христианского народного целительства с тем, чтобы переработать остатки языческих методов и культов на пользу и во славу русской православной церкви. Если русская православная церковь сумела договориться о сотрудничестве с другими государствообразующими религиозными конфессиями, то, по нашему мнению, использовать древнее духовное наследие русского народа на пользу церкви и государству сам бог велел. Тем более, что, исходя из наших опросов, большинство целителей искренне верят в бога. Вопрос в том, кто представит интересы народных целителей перед церковью.

   То есть, по существу, на самом деле все упирается в третий фактор.

   Хотя, на первый взгляд, вроде имеется достаточное количество объединений, школ, ассоциаций, претендующих на то, что они представляют интересы всех целителей традиционных практик и, соответственно, отстаивающих их интересы. На самом деле, подавляющее большинство из них решают свои частные задачи по выживанию и воспроизводству своих направлений.

   Отчасти это обусловлено реалиями нашей сегодняшней очень жесткой жизни. Она вылепила некий стандарт руководителя той или иной преуспевающей школы, независимо от исповедуемой ими практики: умны, нередко обладают блестящим интеллектом, граничащим с гениальностью, повышенная критичность и зачастую просто непринятие общепризнанных авторитетов. Голова наполнена яркими и оригинальными идеями, и, что особенно важно, они умеют использовать их в практических целях на благо своих школ. Имеют склонность к авантюрам, но обычно прекрасно осознают потенциальную опасность и тщательно планируют свои действия, чтобы обеспечить себе “мягкую посадку” даже в самой сомнительной ситуации. Они не выносят, когда сковывают свободу их действий, не терпят никаких проявлений насилия над собой и не любят давать объяснения своим действиям. К этому надо добавить: они считают (зачастую обоснованно), что своего нынешнего положения добились исключительно своими силами. Пройдя сквозь тернии, высоты и падения, непонимание, предательства, а зачастую и просто унижения, они приобрели некую профессиональную шизофрению – любые предложения к совместному сотрудничеству воспринимаются в лучшем случае как попытка использовать наработанный ими авторитет в пользу третьих лиц (нередко без всякой выгоды для них), в худшем – как попытку подмять их под себя с целью дальнейшей эксплуатации.

   И, несмотря на это неупорядоченное, на первый взгляд, и хаотичное движение, все-таки имеется объективные тенденции к объединению усилий с целью укрепления и признания обществом роли традиционной народной медицины в жизни нашей страны, а в целом и всей человеческой цивилизации. В последние 6 лет происходит самоорганизация территориальных школ, более или менее регулярно проводятся общероссийские форумы, съезды и другие мероприятия, посвященные проблемам и задачам народной медицины. И, несомненно, ведущую роль в этом процессе играет Общероссийская ассоциация специалистов традиционной народной медицины.

   По нашему мнению, это единственная организация, которая профессионально отстаивает интересы народной медицины перед государством, Министерством здравоохранения, местными органами власти в масштабе всей России. На наш взгляд, это опять-таки единственная организация, которая не отстаивает интересы какой-то одной школы или направления (как единственно правильного и верного), а пытается с государственных позиций сохранить и изучить все многообразие целительских практик России и направить их в единственно благородное русло служения Отечеству. Российская земля рожала и будет рожать исключительные самородки, не сознающие своей силы, обладающие мощным потенциалом целительства и психовоздействия на людей. Они представляют исключительную ценность для всякого рода колдунов (также в свое время не получивших верного направления для приложения своих сил), деструктивных сект, культов и прочих антиобщественных и антигосударственных образований. Понимая это, руководители ассоциации прилагают массу усилий, чтобы юридическим путем лишить подобные элементы основы для легального существования, а новые таланты пустить на путь служения обществу.

   Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что организационно и юридически медленно, но верно традиционная медицина продолжает самоорганизовываться и дальнейшие шаги в этом направлении более или менее очевидны.

   Вторым направлением, по нашему мнению, является информационное обеспечение и поддержка. Здесь на первый взгляд дело обстоит куда лучше, имеется свое издание у ассоциации, есть ряд газет, специализирующихся на мистической тематике, специализированные общероссийские медицинские журналы регулярно публикуют рекомендации по поддержанию психологического здоровья населения, имеется очень солидный книжный рынок, время от времени появляются на различных каналах телевидения и радио просветительские передачи. И тем не менее, все это многообразие создает общеинформацинный фон, из которого вроде ясно:

что да, есть традиционная медицина;

что да, отдельные люди обладают уникальным даром целительства;

что да, надо уметь защищаться от негативного воздействия.

   Но все это проходит как-то стыдливо, в тени. Вроде как стыдно телевидению заниматься этими щекотливыми, псевдонаучными проблемами. Серьезная газета или какое другое серьезное издание может опубликовать какую-либо информацию на эту тему, но опять исключительно для поднятия тиража, для привлечения читателей, но ни в коем разе не из-за того, что это достоверная и важная информация. Типа: не дело это для взрослых дядей, а так, игра. Соответствующий настрой и у чиновников различных уровней. Хотя каждый из них, и журналистов, и бизнесменов, и чиновников, может привести десятки случаев необъяснимых, с их точки зрения, фактов из собственной жизни, а большинство из них, особенно молодежь, активно используют различные психотехнические практики в повседневной жизни.

   Вот так и получается: с одной стороны, очень много информации, с другой стороны, вся эта информация забивает сама себя и никто не пробует создать какую-то единую информационную концепцию, направленную на формирование образа народного целителя, народной медицины, на то, что заниматься этими проблемами почетно и нужно. Хотя, впрочем, здесь мы, наверно, неправы и наверняка кто-то пытался и пытается это делать, но наверняка все упирается в недостаток финансирования. Ведь общеизвестно (хотя бы на примерах применения PR-технологий при раскрутке различных торговых марок или на примере проведения избирательных кампаний), что это требует огромных средств. В общем это справедливо, но это справедливо только в тех случаях, когда необходим быстрый эффект, мгновенная отдача, и работа идет практически на пустом месте. В случае с традиционной народной медициной все обстоит немного не так, данное понятие достаточно широко известно и основная задача, по нашему мнению, состоит в плавном повороте вектора общественного сознания в нужном направлении.

   Для этого, по нашему мнению, необходимо создать мозговой штаб, или придать эти функции какому-либо существующему подразделению, которое должно, в первую очередь, провести грамотное планирование проводимой кампании. Причем на перспективу, минимум на ближайшие 10-15 лет, с выделением основной и промежуточных целей и средств по их обеспечению. Основной задачей данного подразделения должна быть плотная работа со средствами массовой информации, а также разработка мероприятий и информационных поводов, которые должны заставить средства массовой информации бесплатно работать в нужном направлении.

   В связи с этим, одним из основных путей коммуникативного воздействия на средства массовой информации может стать интернет. Это, во-первых, наиболее оперативный на сегодняшний день способ распространения новостей и, во-вторых, в скором времени это будет наиболее действенный канал влияния и воспитания самой грамотной части населения. Для примера: на сегодняшний день первые 35 сайтов, специализирующихся на духовно-мистической тематике, в рейтинге Спилога собирают ежедневно более 150 тыс. посетителей. Кроме этого, есть еще ряд оперативно-технических приемов, которые, без сомнения, известны специалистам.

   Конечно, это пунктирные наброски и наиболее очевидные пути для тех, кто займется решением данной, без сомнения, очень трудной, но и благодарной задачей. Но хочется верить, что данный рынок услуг развернется в полную силу и займет подобающее ему место в экономике нашей страны, особо учитывая его непреходящую ценность в обеспечении здоровья и психологической безопасности граждан России.

Книга отзывов

Кир Александр, Президент ассоциации независимых рекламных агентов WSKKgroup.

Дискуссия о рекламе

Все о рекламе

На главную



Hosted by uCoz