|
Реклама, как явление массовое, опять
появилась в нашей жизни всего несколько лет
назад. Попробуем оглянуться и увидеть, с чего это
начиналось.
А началось все в конце Х1Х века, когда в России
стали развиваться промышленность и торговля, а с
ней, как следствие, начала развиваться
российская реклама - вывески на магазинах и
лавках, объявления в газетах и журналах, этикетки
и обертки для товаров и, наконец, призывы и
приглашения купить именно это, а не другое.
Рассматривая альбом по русскому дизайну 1880-1917
гг., я с удивлением обнаружила этикетки «Торговый
дом Ивана Алексеевича Смирнова сыновья»
сделанные в Москве в 1900г. А ведь именно серия
рекламных плакатов этой торговой марки получила
«Бронзового Льва» на Международном Фестивале
Рекламы «Cannes Lions» в 1998 году. Почти 100 лет.
Получение награды на крупнейшем
профессиональном конкурсе рекламы - это
безусловный успех. То, что награду завоевало
Российское агентство, - успех особенный.
1900 - 1998 гг. Две даты, а в промежутке между ними -
события глобального исторического значения.
Революция, две мировые войны, рождение и
самоуничтожение огромного государства и снова
смена политического устройства. И все это время
люди жили, ели, пили, одевались и обувались, и обо
всем этом им рассказывал, как ни странно…
рекламный плакат.
1900-е годы. Начало века. Душистый табак и порох,
печенье и мармелад, какао, чай, вино и наивные
радостные призывы: «Самая дешевая сила!» (фабрика
«всевозможных двигателей»), «Впереди всех
печенье!..», «Прокат карет и автомобилей!»,
«Безусловное ручательство за высшую прочность!»
(производство галош). Выбирай, что твоей душеньке
угодно!
Пройдет немного времени - и
не станет фабрики «Эйнем», «Чайной торговли
Спорова», «Какао Жорж Борман». Вместо них
появятся завод «Красный Богатырь», фабрика
«Большевичка», гигант «Уралмаш», непонятный
«Моссельпром». Реклама стала орудием
экономической борьбы государственной торговли с
частником, она должна была привлечь покупателя в
государственные магазины, убедить массового
потребителя в качестве товаров, выпускаемых
советскими предприятиями. Художники искали
новые средства воздействия на массового
покупателя, прежде всего на рабочего и
крестьянина. Призывы и объявления тех лет
убийственно убедительны: «Нигде кроме, как в
Моссельпроме!», конфеты «Наша индустрия»,
папиросы «Кино», «Трехгорное пиво выгонит вон
ханжу и самогон!». И наконец, «Резинатрест -
защитник в дождь и слякоть, без галош Европа
будет сидеть и плакать!».
Реклама 40-х - 50-х годов - это большой политический
плакат «Все для фронта, все для победы!» и «Все на
восстановление народного хозяйства!». Об этом
нельзя говорить вскользь - это тема для
отдельного большого разговора.
Страна вышла из огромной войны, отстроила
разрушенные заводы и фабрики, наладила мирную
жизнь. И не оставила в ней места для выбора между
государственным и… другим.
«Храните деньги в сберегательной кассе!»,
«Летайте самолетами «Аэрофлота»!», в общем, «Наши
трактора - самые трактористые в мире!». К
сожалению, у нас не нашлось плакатов того
времени, хотя «фирменный» календарь «Аэрофлота»
или «Внешторга» был одним из престижных подарков
к празднику.
В средствах массовой информации остались только
объявления о заправке огнетушителей, репертуар
театров и сообщения о разводах. Реклама не
исчезла, она «вышла вон». Ушла за «железный
занавес», продолжая утверждать, что «Советский -
значит, лучший!».
Но монстр, который себя
вырастил, сам себя и разрушил. Пришли другие
времена. Рухнула глухая стена, и широкой рекой
хлынуло в Россию все новое, яркое, непонятное,
иностранное. Мы узнали, почему у нас появляются
прыщи и перхоть, чем стирать белье и как
избавиться от тараканов, что такое кариес и
кислотно-щелочной баланс.
Но первый шок прошел. Скоро мы привыкли к этим
ярким картинкам, веселым песенкам и научились
над ними издеваться. В стране появляются филиалы
иностранных компаний. Рождаются свои
миллионеры-купцы и миллионеры-фабриканты. А с
ними возрождается российская реклама: забавный
ежик («Другой альтернативы нет!»), стильный Лис
(дискотека ЛИС’С), веселые фрукты «Эльдорадо».
Постепенно, шаг за шагом узнавали новые
рекламисты правила и законы «коммерческого
стиля» - того вневременного, стихийно
складывающегося и космополитического стиля,
который традиционно присущ оформлению товара и
который продолжает развивать стилистику
этикеток и вывесок начала века.
На этой странице представлены российские
рекламные плакаты разных лет.
Смотрите. Сравнивайте. Узнавайте.
Благодарим РГ «Максима» за
предоставленные архивы. |
|