[Назад]                  [Узнать цены]                 [На главную]

Наталья МИХЕЕВА

РЕКЛАМА


Реклама, как явление массовое, опять появилась в нашей жизни всего несколько лет назад. Попробуем оглянуться и увидеть, с чего это начиналось.
А началось все в конце Х1Х века, когда в России стали развиваться промышленность и торговля, а с ней, как следствие, начала развиваться российская реклама - вывески на магазинах и лавках, объявления в газетах и журналах, этикетки и обертки для товаров и, наконец, призывы и приглашения купить именно это, а не другое.
Рассматривая альбом по русскому дизайну 1880-1917 гг., я с удивлением обнаружила этикетки «Торговый дом Ивана Алексеевича Смирнова сыновья» сделанные в Москве в 1900г. А ведь именно серия рекламных плакатов этой торговой марки получила «Бронзового Льва» на Международном Фестивале Рекламы «Cannes Lions» в 1998 году. Почти 100 лет. Получение награды на крупнейшем профессиональном конкурсе рекламы - это безусловный успех. То, что награду завоевало Российское агентство, - успех особенный.


1900 - 1998 гг. Две даты, а в промежутке между ними - события глобального исторического значения. Революция, две мировые войны, рождение и самоуничтожение огромного государства и снова смена политического устройства. И все это время люди жили, ели, пили, одевались и обувались, и обо всем этом им рассказывал, как ни странно… рекламный плакат.
1900-е годы. Начало века. Душистый табак и порох, печенье и мармелад, какао, чай, вино и наивные радостные призывы: «Самая дешевая сила!» (фабрика «всевозможных двигателей»), «Впереди всех печенье!..», «Прокат карет и автомобилей!», «Безусловное ручательство за высшую прочность!» (производство галош). Выбирай, что твоей душеньке угодно!
Пройдет немного времени - и не станет фабрики «Эйнем», «Чайной торговли Спорова», «Какао Жорж Борман». Вместо них появятся завод «Красный Богатырь», фабрика «Большевичка», гигант «Уралмаш», непонятный «Моссельпром». Реклама стала орудием экономической борьбы государственной торговли с частником, она должна была привлечь покупателя в государственные магазины, убедить массового потребителя в качестве товаров, выпускаемых советскими предприятиями. Художники искали новые средства воздействия на массового покупателя, прежде всего на рабочего и крестьянина. Призывы и объявления тех лет убийственно убедительны: «Нигде кроме, как в Моссельпроме!», конфеты «Наша индустрия», папиросы «Кино», «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон!». И наконец, «Резинатрест - защитник в дождь и слякоть, без галош Европа будет сидеть и плакать!».
Реклама 40-х - 50-х годов - это большой политический плакат «Все для фронта, все для победы!» и «Все на восстановление народного хозяйства!». Об этом нельзя говорить вскользь - это тема для отдельного большого разговора.
Страна вышла из огромной войны, отстроила разрушенные заводы и фабрики, наладила мирную жизнь. И не оставила в ней места для выбора между государственным и… другим.
«Храните деньги в сберегательной кассе!», «Летайте самолетами «Аэрофлота»!», в общем, «Наши трактора - самые трактористые в мире!». К сожалению, у нас не нашлось плакатов того времени, хотя «фирменный» календарь «Аэрофлота» или «Внешторга» был одним из престижных подарков к празднику.
В средствах массовой информации остались только объявления о заправке огнетушителей, репертуар театров и сообщения о разводах. Реклама не исчезла, она «вышла вон». Ушла за «железный занавес», продолжая утверждать, что «Советский - значит, лучший!».
Но монстр, который себя вырастил, сам себя и разрушил. Пришли другие времена. Рухнула глухая стена, и широкой рекой хлынуло в Россию все новое, яркое, непонятное, иностранное. Мы узнали, почему у нас появляются прыщи и перхоть, чем стирать белье и как избавиться от тараканов, что такое кариес и кислотно-щелочной баланс.
Но первый шок прошел. Скоро мы привыкли к этим ярким картинкам, веселым песенкам и научились над ними издеваться. В стране появляются филиалы иностранных компаний. Рождаются свои миллионеры-купцы и миллионеры-фабриканты. А с ними возрождается российская реклама: забавный ежик («Другой альтернативы нет!»), стильный Лис (дискотека ЛИС’С), веселые фрукты «Эльдорадо». Постепенно, шаг за шагом узнавали новые рекламисты правила и законы «коммерческого стиля» - того вневременного, стихийно складывающегося и космополитического стиля, который традиционно присущ оформлению товара и который продолжает развивать стилистику этикеток и вывесок начала века.
На этой странице представлены российские рекламные плакаты разных лет.
Смотрите. Сравнивайте. Узнавайте.

Благодарим РГ «Максима» за предоставленные архивы.