В последнее время становится уже традицией торжественное отмечание церковно-государственных юбилеев. Началось все с грандиозных Саровских торжеств 2003 г., затем вспоминается 625-летие Куликовской битвы в 2005-м. И если первое событие было связано со столетием прославления преподобного Серафима, второе – с именем преподобного Сергия, то нынешний год имеет все шансы стать годом преподобного Саввы, игумена Сторожевского, 600-летний юбилей со дня преставления которого отмечается на самом высоком церковном и политическом уровне. Серафим, Сергий, Савва в конце XIX–начале XX в., по-видимому, и были наиболее почитаемыми народом русские святые. Но если первые два имени вернулись сразу после прекращения гонений на Церковь, то слава преподобного Саввы возвращалась постепенно. Только в 1998 г. были вновь обретены и перенесены на свое место мощи св. Саввы. Директор Института славяноведения К.В. Никифоров, сделавший доклад о духовной связи русских и сербских святых на открытии одной из выставок в рамках 600-летия прославления преподобного, с грустью констатировал: «Если нет ни одного серба, не знающего Савву Сербского, то среди русских немало, кто никогда не слышал о Савве Сторожевском». Собственно, церковный смысл целого ряда мероприятий, которые начались в декабре 2006 г. и закончатся в декабре года нынешнего, заключается именно в возвращении «статуса» преподобного Саввы как одного из самых почитаемых общерусских святых. Программа юбилейного года весьма насыщенна и масштабна. Она включает в себя церковные торжества (перенесение иконы св. Саввы в монастырь на Ганиной яме, освящение Вознесенского собора в Звенигороде), научно-церковные конференции и симпозиумы, выставки и презентации (в том числе в Государственной думе), наконец, культурно-просветительские и образовательные мероприятия. С 21 по 26 августа проходила Саввинская ярмарка, которую организаторы намерены сделать ежегодной. Ее отличительной деталью было устроение вблизи нее 2-дневного палаточного лагеря для паломников, которые прибыли на кульминацию торжеств – открытие памятника преподобному Савве 22 августа и торжественную литургию 23 августа, в день воспоминания второго обретения его мощей. Возглавил праздничное богослужение сам святейший патриарх Алексий II. Под торжественный звон колоколов встречали предстоятеля Русской Церкви наместник обители игумен Савва (Фатеев), братия, представители администрации города. Литургия прошла на специально сооруженном на площади Саввино-Сторожевского монастыря открытом помосте у главного монастырского собора в честь Рождества Богородицы. В ходе богослужения игумен Савва был возведен патриархом в сан архимандрита. Помолиться за богослужением, прямую трансляцию которого по благословению Алексия II вел портал «Кирилл и Мефодий» (KM.ru), собралось около 3000 паломников. Накануне, 22 августа, из центра Звенигорода к Саввино-Сторожевскому монастырю прошел крестный ход, в котором приняло участие более 1000 человек. В центре города и на всем пути следования крестного хода было перекрыто движение. Прибывший патриарх Алексий II открыл и освятил памятник, а после этого предстоятель Русской Церкви возгласил многолетие присутствовавшему на мероприятии председателю Госдумы, а также властям города и Московской области. В своем слове патриарх рассказал, что посещал Саввино-Сторожевскую обитель еще в 1974 г. и она находилась в запустении. Теперь же за малое время монастырь восстановлен, а имя преподобного Саввы вернулось в нашу жизнь. Возрождение монашеской жизни, по словам святейшего, это знак того, что игумен Савва возвращается в свою обитель. А нынешние торжества знаменуют собой возрождение подлинной исторической России. В ходе церемонии также выступили председатель Госдумы Борис Грызлов, глава города Звенигорода Леонид Ставицкий и другие. Каждый из выступавших отдал дань исторической и духовной роли преподобного Саввы и Саввино-Сторожевской обители, отметив важность православия для нашей политической традиции. В частности, глава города Л. Ставицкий прямо высказался за возрождение православной государственности. Звенигород – одно из самых зеленых и экологически чистых мест Подмосковья Те, кому доводилось бывать в Звенигороде в начале 2000-х и кто оказался бы там сегодня, спустя 5–7 лет, едва ли бы его узнали. Хотя улицы те же, и все вроде бы стоит на своих местах. Но у центра города словно бы вынули и заменили начинку. При этом, в отличие от печального опыта нового московского градостроительства, сохранен стиль и строителям не изменило чувство меры. На господствующую высоту вернулся храм Вознесения, выполненный в неовизантийском стиле, выстроены новые административные и жилые здания – причем так, как если бы они всегда стояли на этих местах. Приведены в образцовый порядок городские скверы. И все это за каких-то 3–4 года. Из древнего живописного, но захолустного провинциального городка Звенигород стремительно превращается в образцовый город, неформальный районный центр, дающий несколько очков форы ближайшим соседям – Голицыну и Одинцову. О том, что Звенигород по своему значению очень скоро перегонит конкурентов, горожане сообщают с чувством гордости и здорового местного патриотизма. Разумеется, все это стало возможным благодаря деятельности и связям нового главы администрации города – Леонида Ставицкого. Ему удалось привлечь инвестиции – в основном это, конечно, деньги, вложенные в строительство. Бюджет города за 5 лет вырос в 70 (!) раз. Звенигород, окрестности которого называют «подмосковной Швейцарией», обладает целым рядом достоинств, делающих его привлекательным для посещения и проживания. Во-первых, конечно, уникальный холмистый ландшафт с рекой. Москва-река, правда, здесь неглубока и мутна, но очень стремительна и живописна. А в жару и она освежает. Воздух необыкновенно чист, это вообще один из самых экологически чистых районов Подмосковья, отчего вокруг Звенигорода расположено несколько десятков санаториев, пансионатов и оздоровительных центров. Во-вторых, это историческое место, где неоднократно проводились раскопки; где на высоком обрыве над рекой красуется Саввино-Сторожевский монастырь, отреставрированный и заселенный иноками, а чуть поодаль древнейший храм Подмосковья – Успенский собор, построенный князем Юрием Звенигородским в конце XIV в. Успенский храм на Городке (то есть на месте древнего Звенигорода) и собор Рождества Богородицы (1405) на территории монастыря – древнейшие памятники домонгольского стиля архитектуры в Московской области. Храмы эти действуют, причем в Рождественском, где покоятся мощи основателя монастыря, преподобного Саввы, в целости и сохранности стоит высокий иконостас XVII в. Собственно, и сам белокаменный облик монастыря – это чистый XVII век, когда царь Алексей Михайлович полюбил это место и регулярно ходил сюда пешком на богомолье. В пересчете на скорости того времени монастырь стоял от Москвы в трех днях пешего пути. Во дворце царя Алексея теперь располагается кабинет настоятеля, напротив, в царицыных палатах, – музей.
Пансионат Верхневолжский, Пансионат "Березовая роща", Санаторий "Дружба" Троицкое, Пансионат «Парус», Дом отдыха "Связист"
Все звенигородцы, включая служащих в администрации, убеждены, что быстрое развитие города обеспечил его святой покровитель – Савва, ведь это началось почти сразу после второго обретения его мощей. В духовном смысле это очевидно, но все же здесь необходимо одно уточнение. Стремительная модернизация Звенигорода началась с приезда президента Владимира Путина – Рождество в 2004 г. он встречал именно в Саввино-Сторожевском монастыре. Те же мероприятия, которые были приурочены к 600-летию преставления прп. Саввы, взяла под свое крыло партия власти. День второго обретения мощей – 23 августа – стал как бы новым днем рождения города, отпразднованный в этом году с размахом, который может позволить сегодня, пожалуй, только «Единая Россия». Если общий объем реставрационно-восстановительных работ на памятниках обители в 1998–2004 гг. составил более 500 млн руб., то в 2007–2009 гг. общая стоимость ремонтно-реставрационных работ одного только скита преподобного Саввы превысит 200 млн руб. По поручению председателя Госдумы, лидера «Единой России» Бориса Грызлова план возрождения скита преподобного Саввы включен в проект программы «Историческая память». Любопытно, что могло заинтересовать единороссов в проекте «Звенигород»? Дело не в том, что трудно поверить в их бескорыстие, и не в том, что в любых духовно-культурных инициативах партии власти хочется обязательно увидеть теневую сторону. Можно только порадоваться стремлению властей делать некие шаги в сторону укрепления исторической памяти и возрождения подлинной России, о которой говорил на открытии памятника святейший патриарх. Да и нынешний игумен (теперь уже архимандрит) Савва, выступая в Государственной думе на открытии выставки «Забрало Москве», отметил факт постепенного возобновления «симфонии духовной и светской власти», которая «выстраивалась еще во времена земной жизни преподобного Саввы». Относительно последнего сомневаться не приходится: преподобные Сергий и Савва, несомненно, оказывали духовное влияние на святого благоверного князя Димитрия и его сына Юрия, а те, в свою очередь, принимали соответствующие политические решения, помогали храмам и монастырям. Это вполне зримый образ русской симфонии властей. Однако, как отмечает видный современный богослов прот. Валентин Асмус, раскрывая понятие симфонии, «соотношение царства и священства вовсе не понимается как соотношение государства и Церкви, а как соотношение различных властей внутри Церкви».


Назад

.   .   .   .   .   .   .   .   .




Hosted by uCoz